Обработка голоса с эффектами
В этой статье мы рассмотрим такой вопрос как обработка голоса с эффектами. Набор используемых эффектов может зависеть от того, какой голос предполагается обработать: дикторский или певческий. Сразу стоить сказать, что сегодня в подавляющем большинстве случаев используется компьютерная обработка голоса при помощи плагинов, то есть виртуальных устройств. Физические устройства по ряду причин используются всё реже.
Обработка дикторского голоса
При обработке записи диктора обычно применяют такие эффекты: компрессор, эквалайзер, шумоподавитель (Noise Gate), деэссер. Компрессор позволяет сделать более узким динамический диапазон, что на слух воспринимается как увеличение громкости, а голос при использовании этого эффекта звучит более «энергично». К слову, «железные», а не виртуальные компрессоры вполне могут использоваться и сегодня непосредственно при записи дикторского голоса. Но нужно понимать, что запись, сделанная таким образом, не может быть изменена по уровню компрессии в случае неудачных настроек компрессора. Если же записать «сухой» голос с тем чтобы потом обработать его «железным» компрессором, то приходится мириться с такой проблемой как дополнительные преобразования АЦП-ЦАП, которые могут неблагозвучно восприниматься на слух.
Шумоподавитель (Noise Gate) позволяет в автоматическом режиме убрать негромкие шумы в паузах между произносимыми словам. В зависимости от настроек в некоторых случаях он может подавлять не только фоновые шумы межу фразами, но также и звуки дыхания. Также частично Noise Gate может замаскировать реверберацию помещения, «спрятав» реверберационный хвост в паузах.
Эквалайзер нужен для коррекции АЧХ – амплитудно-частотной характеристики. Эквализация дикторского голоса выполняется в зависимости от особенностей всего звукового тракта. Часто требуется уменьшить низкие частоты, чтобы убрать «бубнёж». Если же при записи по какой-то причине не использовался поп-фильтр, то срез низких частот практически всегда становится просто обязательным, поскольку иначе всё впечатление о записи портят характерные призвуки на согласных «б» и «п». Иногда бывает нужно вырезать какую-то частоту, на который слышен резонанс. Такое может случиться, если помещение имеет не совсем подходящую акустическую подготовку. Резонансная частота находится на слух путем изменения соответствующих настроек параметрического эквалайзера. Также иногда бывает нужно приподнять или опустить другие частоты, чтобы скомпенсировать неравномерность АЧХ микрофона или недостатки голоса.
Реже могут использоваться различные сатураторы. Сатурация – насыщение звукового сигнала так называемыми гармониками – колебаниями высокой частоты, изменяющими спектр сигнала и его звучание. При добавлении к основному сигналу в разумных пределах такие гармоники могут субъективно сделать общее звучание записанного голоса более приятным на слух. Иногда в качестве сатуратора применяют ламповый микрофонный предусилитель. При использовании такого метода записи нужно учитывать, что излишняя сатурация (чрезмерно обогащение сигнала гармониками) не может быть убрана из записи, если параллельно не велась запись «сухого» сигнала с микрофона.
Также изредка применяются хорус и ревербератор, но только если этого требует текущая задача. Например, при помощи реверберации может имитироваться звук «зала ожидания», в котором звучит объявление. Хорус позволяет имитировать одновременное звучание нескольких голосов в унисон.
Есть и менее распространенные обработки дикторского голоса, о которых, тем не менее, нужно знать. Например, при создании рекламы для теле- или радиоэфира часть голосового рекламного сообщения может подвергаться обработке типа Time Stretch, то есть изменение скорости воспроизведения голоса. Это делается в тех случаях, когда по закону требуется формально сообщить определенную информацию о рекламируемом товаре либо производителе, но из-за дороговизны эфирного времени это сообщение сжимается по времени. В результате при формальном соблюдении закона удается сэкономить немалые суммы, в особенности, если заказывается масштабная рекламная кампания.
Также стоит упомянуть, что в зависимости от поставленной задачи может потребоваться полностью очистить голосовой ролик от звуков дыхания. Это делается вручную при помощи соответствующих инструментов мультитрекового редактора – DAW.
В ряде случаев нужно использовать деэссер – эффект, позволяющий смягчить излишне резкие свистящие звуки. Причина может быть как в АЧХ микрофона, так и в индивидуальных особенностях голосового аппарата диктора.
Обработка певческого голоса
При обработке вокала (пения) зачастую применяется обработка голоса с эффектами, аналогичная обработке записанного дикторского голоса, но с более утрированными настройками. Компрессор в этом случае позволяет значительно уменьшить динамический диапазон голосового трека, что позволяет ему «не потеряться» на фоне музыкального аккомпанемента. Также с целью выделения голоса может применяться и эквалайзер. Использование сатурации при обработке вокального трека – частое явление. В ряде случаев певческий голос специально записывается через ламповый предусилитель, позволяющий обогатить звуковой спектр приятными для слуха гармониками. Среди прочих эффектов обязательно стоит упомянуть технологию side-chain – такой способ обработки, когда в режиме мультитрека параметры обработки какой-либо звуковой дорожки могут меняться в зависимости от содержимого другой дорожки. Например, дорожки с записью некоторых музыкальных инструментов могут компрессироваться с использованием side-chain с той целью, чтобы заставить инструменты звучать чуть тише в те моменты, когда звучит певческий голос. Это довольно тонкая обработка, которая позволяет, как говорят звукорежиссеры, «усадить голос в микс», то есть сделать так, чтобы голос звучал красиво и разборчиво на фоне аккомпанемента, но в то же время не выделялся чрезмерно за счет избыточной громкости. Помимо side-chain компрессии может использоваться и side-chain эквализация. Применительно к такой теме как обработка голоса с эффектами этот метод может выглядеть так: в моменты звучания на вокальной дорожке голоса дорожки с записью музыкальных инструментов эквализируются таким образом, чтобы уменьшить определенные частоты, способные «замаскировать» голос. То есть уменьшается частотный конфликт именно в те моменты, когда звучит голос. А в те моменты, когда голос не звучит, эквализация в отношении звуковых дорожек с записью инструментов не применяется, что позволяет им звучать естественно и благозвучно.
Что касается реверберации и хоруса, эти эффекты очень часто применяются при обработке записанного вокала. Реверберация позволяет сделать звучание голоса менее «сухим». Хорус, добавленный в разумных пределах, делает голос более мощным.
Еще один эффект, который стал практически стандартным при обработке записанного вокала – это тюнинг, то есть исправление неточного интонирования (фальшивых нот). Тюнинг может осуществляться как в автоматическом режиме, если в целом интонирование на записи оказалось относительно точным, так и в ручном, если требуется исправить значительные вокальные ошибки. Также тюнинг с агрессивными настройками может использоваться для создания некоторых творческих эффектов, позволяющих добиться модного и современного звучания при сведении (микширования) трека в жанре поп или рэп.
Один из старейших эффектов, который эффективно применяется на протяжении десятилетий – это даблтрек. Для получение этого эффекта требуется записать несколько вокальных дорожек в унисон. В процессе сведения записи к основной вокальной дорожке подмешиваются в определенном соотношении дополнительные дорожки с голосом (от одной до нескольких), что позволяет сделать звучание голоса более «мощным». В принципе, подобного эффекта можно попробовать добиться и с помощью хоруса, но даблтрек звучит более эффектно.
Если вам требуется обработка голоса с эффектами в случае с дикторской записью, либо применительно к записи вокала в песне (в том числе, если это песня в подарок), вы всегда можете обратиться в нашу студию. Мы с радостью выполним любые работы по обработке голоса – как чисто технические, так и творческие. Позвоните или напишите нам прямо сейчас!