Реампинг гитары

В этой статье мы поговорим о том, что такое реампинг гитары, и в каких случаях он применяется.

Реампинг гитары. Ламповый гитарный усилитель Peavey 5150
На верхней части фото — легендарный ламповый гитарный усилитель Peavey 5150, созданный в начале 90-х годов при непосредственном участии известного во всем мире гитариста-новатора Эдди Ван Халена (Eddie Van Halen). Усилитель обладает уникальным тембром, который в связке с хорошей гитарой позволяет получить великолепное звучание на хайгейне, актуальное и в наше время.

Аналоговый реампинг

Реампинг гитары — технология, при которой записанный в формате аудиофайла чистый звук гитары (чаще всего это электрогитара) пропускается через гитарный усилитель с целью получения нового звукового окраса. Довольно распространена ситуация, когда на выходе требуется получить запись сильно перегруженной гитары (такой эффект может называться дисторшн, драйв или попросту перегруз). Впрочем, бывает и реампинг с незначительным перегрузом гитарного усилителя, в результате чего звук гитары остается в целом «чистым», но слегка обогащается гармониками. Под аналоговым реампингом подразумевается процесс реампинга гитары, при котором задействован реальный аналоговый гитарный усилитель, чаще всего ламповый, а также некоторое другое оборудование. Среди другого оборудования, используемого при реампинге гитары, стоит упомянуть микрофоны, гитарный кабинет, и т.н. реампер.

Ламповый гитарный комбоусилитель Marshall TSL 601
Ламповый гитарный комбоусилитель Marshall TSL 601. Обладает классическим звуком с большим объемом и не очень выраженной атакой на хайгейне. Отлично звучит в миксе. Но может доставлять трудности в звукоизвлечении для гитаристов, привыкших играть через транзисторный перегруз, либо через гитарный процессор.

Что касается микрофонов, то может использоваться один или несколько. Модели микрофонов, применяемые при реампинге — те же, что и при классическом методе записи электрогитары через гитарный усилитель. Как правило, это минимум 2 микрофона, один из которых — конденсаторный, а второй — динамический. К примеру, в нашей студии для этого применяются микрофоны Neumann TLM 103, AKG С414XLS, AKG С214,  Shure Beta 57a. Выбор гитарного кабинета — дело вкуса. Это может быть как большой кабинет формата 4х12 (4 динамика диаметром 12 дюймов), так и небольшой кабинет формата 1х10 (1 динамик размером 10 дюймов). В нашей студии Vivaldi применяется кабинет Ibanez 4×12 TN412A Thermion (с классическими динамиками Celestion Vintage 30), либо звук снимается с динамика, встроенного в комбоусилитель (например, в имеющемся у нас комбоусилителе Marshall TSL601 применяется 12-дюймовый динамик Celestion, выпускаемый именно для этой модели гитарных комбо).

Передняя панель лампового гитарного усилителя Peavey JSX
Передняя панель лампового гитарного усилителя Peavey JSX. Это именная модель известного во всем мире гитариста Джо Сатриани (Joe Satriani). Усилитель отличается максимально сухим и четким звуком на хайгейне, который может быть уместен в некоторых стилях и хорошо подойдет гитаристам, привыкшим играть через транзисторный перегруз.

В процессе реампинга чистый звук электрогитары, записанный ранее, подается с выхода звуковой карты на вход гитарного усилителя. Разумеется, напрямую подключать звуковую карту ко входу гитарного усилителя нельзя, для этого существует устройство согласования — реампер. Конструктивно это, как привило, всего лишь согласующий трансформатор и соответствующая коммутация (в том числе аттенюатор), размещенная в одном корпусе. К слову, в качестве реампера можно использовать и пассивный директ-бокс (обязательно с аттенюатором), включенный в несколько непревычном режиме: когда его вход и выход меняются местами. Для подключения директбокса к звуковой карте и гитарному усилителю в таком режиме понадобится нестандартная коммутация (кабель с разъемами), которую вряд ли можно приобрести в любом музыкальном магазине, и потребуется изготовить самостоятельно, либо заказать специалисту.

Ламповый гитарный усилитель Marshal JVM410H
Ламповый гитарный усилитель Marshal JVM410H. Чудо инженерной мысли. Содержит 4 независимых канала, каждый из которых может работать в 3 режимах. Итого 12 различных вариантов звучания. При наличии «грелки» количество вариантов звучания увеличивается еще больше. Позволяет получить самый разный звук — от «олдового» чистого или кранча до современного хайгейна, уместного в экстремальных стилях.

По сравнению с традиционными методом записи электрогитары напрямую через гитарный усилитель, комбоусилитель и  микрофон (микрофоны) гитарный реампинг имеет свои преимущества и недостатки. Главный недостаток — потенциальное ухудшение соотношения полезного сигнала и шума, которое возникает в процессе дополнительных манипуляций преобразования АЦП/ЦАП и ЦАП/АЦП. Бороться с этим недостатком можно только путем использования качественных малошумящих звуковых карт и инструментальных предусилителей. Кроме того, дополнительные цифро-аналоговые преобразования могут быть и причиной шумов квантования. С этим можно бороться просто используя достаточно высокую разрядность записываемых звуковых файлов — 24 бит или больше.

Ламповый гитарный усилитель Mesa/Bugie Dual Caliber DC-5
Ламповый гитарный усилитель Mesa/Bugie Dual Caliber DC-5. Обладает звучанием, которое многие гитаристы характеризуют как «мясное, жирное».

Преимуществ у реампинга гитары немало. Во-первых процедура позволяет значительно удешевить весь процесс записи гитарных партий для тех гитаристов, которые имеют подходящий аудиоинтерфейс для самостоятельной записи чистого звука (DI-сигнала) в домашних условиях. В этом случае гитарист может записать исходный сигнал дома, в привычной обстановке, а затем без спешки отобрать и даже смонтировать наиболее удачные треки, чтобы отослать их на реампинг по электронной почте, либо привезти файлы на флешке, если планируется личный визит в студию для участия в процессе реампинга гитары.

Кабинет Ibanez 4x12 TN412A Thermion (динамики Celestion Vintage 30)
Кабинет Ibanez 4×12 TN412A Thermion (динамики Celestion Vintage 30)

Но приезжать лично в студию необязательно, поэтому еще одно преимущество реампинга гитары — возможность дистанционного сотрудничества со студией для гитаристов со всех концов страны, либо даже проживающих за пределами России. Для записи исходного сигнала для реампинга гитаристу достаточно иметь компьютер и звуковую карту с инструментальным входом, поддерживающую технологию ASIO, например Focusrite Scarlett, или аналогичную. Записанные аудиофайлы потом просто присылаются на электронную почту.

Реампинг гитары
Реампинг гитары

 

Цифровой реампинг

Немного коснемся такой темы как цифровой реампинг гитары. При такой обработке ремпинг осуществляется на ПК при помощи vst-эмуляции гитарного усилителя, кабинета и микрофона. Преимущество этого реампинга гитары – доступность для всех, кто имеет подходящий по конфигурации ПК. Соответственно, в студиях звукозаписи спрос на такую услугу бывает редким, поскольку любой гитарист может приобрести подходящий софт и заниматься реампингом самостоятельно.

Цифровой гитарный реампинг с использование софта Peavey Revalver
Цифровой гитарный реампинг с использование софта Peavey Revalver

Еще один вариант цифрового гитарного реампинга – использование моделирующего гитарного процессора, например Fractal Axe или Kemper. Эти процессоры достаточно дорогие и не всем гитаристам по карману. Так что неудивительно, что в некоторых студиях звукозаписи предоставляют услуги реампинга гитары с использованием этих устройств.

В целом преимущества цифрового гитарного реампинга совпадают с преимуществами аналогового реампинга, как в случае с использованием vst-плагинов, так и в случае с использованием гитарных процессоров.
Что касается недостатков, то это субъективная область: кто-то предпочитает цифровую обработку, но, по мнению некоторых гитаристов, звук гитары, обработанной при помощи цифрового реампинга, менее естественный, нежели звук гитары, пропущенной по классической схеме через настоящий ламповый усилитель, кабинет и микрофоны. Если у вас острый слух, и вы действительно слышите разницу между «цифрой» и ламповым «аналогом», то обращайтесь в нашу студию звукозаписи Vivaldi! В наличии – топовые ламповые гитарные усилители (Marshall JVM410H, Marshall TSL601, Peavey 5150, Peavey JSX, Mesa/Bugie Dual Caliber DC-5,) и все нужные микрофоны.

Электрогитара Jackson Soloist SL-3
Электрогитара Jackson Soloist SL-3. Обладает ярко выраженными приятным тембром.

Как записать гитару для реампинга

Подготовка к записи гитары для последующего реампинга во многом схожа с традиционной записью напрямую через гитарный усилитель. И в том и в другом случае рекомендуется за пару дней до записи заменить струны на новые, отстроить мензуру. Не стоит накануне записи устанавливать струны меньшей или большей толщины: с непривычки вы можете сыграть партии хуже, чем обычно. Ну а в целом, конечно же, стоит заранее отрепетировать материал. При записи чистого звука гитары, предназначенного для реампинга с перегрузом, вы можете использовать для мониторинга как виртуальный усилитель (vst), так и небольшой настоящий комбоусилитель, если это позволяет имеющаяся коммутация . В случае с использованием реального кобмика для записи вам понадобится устройство, выполняющее роль разветвителя (сплиттера), чтобы направить гитарный сигнал сразу на инструментальный вход звуковой карты и на вход комбоусилителя (например, подходящий директ-бокс). Такая схема выглядит чуть сложнее, чем вариант с мониторингом через vst-эмуляцию усилителя, но зато обеспечивает полное отсутствие задержки. В случае с использования мониторинга через виртуальный гитарный усилитель будет возникать некоторая звуковая задержка, величина которой зависит от производительности ПК и настроек размера буфера обмена звуковой карты. Что касается уровня записи в DAW, можно ориентироваться на уровень -6 Дб по пикам. Но если этот уровень окажется местами немного больше, это тоже нормально, главное не превышать уровень 0 Дб.

В студии звукозаписи...
В студии звукозаписи…

Вы вполне можете записывать гитару для реампинга через имеющийся в звуковой карте инструментальный вход, либо применять в качестве промежуточного звена директ-бокс, подключенный к микрофонному входу. Но если у вас есть возможность использовать внешний предусилитель с инструментальным входом, это, скорее всего, позволит вам получить исходники с меньшим уровнем фонового белого шума. Дело в том, что во многих звуковых картах встроенные преампы не отличаются выдающимися показателями сигнал/шум. Это может относиться как к бюджетным звуковым картам Focusrite, так и, например, к более дорогим Motu. И шум, малозаметный при записи вокала или акустической гитары, становится очень сильным после реампинга с большим перегрузом, поскольку в этом случае сигнал подвергается, в том числе, сильной компрессии и изначально малозаметный фоновый шум в результате становится очень громким. Внешний преамп, если только это не совсем дешевая модель от неизвестного производителя, как правило, позволяет в заметной степени улучшить отношение сигнал/шум. В случае использования внешнего предусилителя рекомендуется использовать модель, в которой предусмотрены регулировки входной чувствительности (Gain) и выходного уровня (Level). Такой преамп можно гибко настраивать под параметры вашей электрогитары. При настройке этих параметров следует учитывать следующее обстоятельство: чем выше уровень входной чувствительности и меньше выходной уровень —  тем меньше вы получите белого шума, но больше нелинейных искажений, возникающих  при перегрузке входного каскада. Соответственно, чем меньше уровень входной чувствительности и больше выходной уровень, тем больше будет на выходе уровень белого шума, но при этом вероятность появления заметных на слух искажений, возникающих при перегрузке входного каскада, будет меньше. Оптимальный режим нужно выбрать на слух, попробовав разные варианты и прослушивая записанный сигнал как без обработки, так и через мониторинг с перегрузом, например vst-эмуляцию гитарного усилителя. Если музыка записывается в постоянном темпе, помимо воспроизведения звука ударных может оказаться полезным параллельное применение метронома. Это позволяет лучше попадать в ритм. Сделайте не только основные, но и запасные дубли. Если вы умеете, сделайте после записи монтаж записанных дорожек. В случае с записью ритм-партий нужно будет уделить внимание не только ритмичности каждой дорожки по отдельности (используя для этого сетку вашей daw), но и синхронность дорожек относительно друг друга, если планируется одновременное использование продублированных дорожек для более объемного и плотного звука. Разумеется, вы можете поручить монтаж дорожек и звукорежиссеру студии звукозаписи, но в этом случае общая стоимость обработки материала увеличится.

Отдельно можно упомянуть такую проблему, как сложность записи эффекта управляемой обратной связи между гитарой и кабинетом (характерно для хэви-метала и подобных стилей). Этот эффект достигается, как правило, на достаточно большой громкости, поэтому в домашних условиях гитара может просто «не заводиться». Решить проблему можно, в нужный момент временно увеличив гейн  виртуального усилителя или комбика, используемого для мониторинга. Скорее всего, потребуется выкрутить гейн на максимум. Но стоит оговориться, что после реампинга эффект обратной связи хоть и будет заметен, но может звучать несколько менее интенсивно по сравнению с записью гитары напрямую через гитарный усилитель по классической схеме.

Для нашей студии звукозаписи Vivaldi вы можете подготовить файлы для реампинга гитары в формате wav 44100 гц 24 бит, моно. Конечно же, все файлы должны начинаться с общей нулевой отметки. Также вы можете приложить референсные файлы – примеры звучания гитары, на которые хотели бы ориентироваться. Разумеется, пожелания по поводу выбора усилителя и/или микрофонов, если они у вас есть, приветствуются!

Как заказать услугу

В студии Vivaldi вы можете заказать реампинг гитары любым удобным способом.  Свяжитесь с нами по телефону 8 (977) 831-07-54, либо через WhatsApp, Telegram или Viber. Также вы можете прислать письмо на электронную почту soundstudio2008@gmail.com. Звонки принимаются ежедневно с 10 до 22 часов, почта и сообщения — круглосуточно. Мы работаем без выходных. До встречи!