Обработка голоса для песни
Сегодня мы осветим такую тему как обработка голоса для песни. Если вы хотите заказать услугу обработки своего голоса, то можете сразу ознакомиться с нашими предложениями в разделе услуги и цены. Если же вас интересует самостоятельная обработка, то для вас эта статья. Итак, обо всем по порядку.
Чем обрабатывать голос
Сегодня все реже используются физические устройства для изменения голоса. В основном применяются их цифровые аналоги – цифровые плагины. При этом наблюдается некоторая преемственность, которая выражается в том, как выглядят интерфейсы таких плагинов: нередко они полностью имитируют классические электронные устройства, ставшие знаменитыми в звукорежиссерских кругах, поскольку применялись в известных студиях звукозаписи и позволяли добиться отличных результатов. Соответственно, производители плагинов обещают полное совпадение по звучание цифровых версий в сравнении с физическими (как правило, аналоговыми) приборами. Стоит ли на 100% доверять разработчикам плагинов в этом вопросе – это отдельная тема для обсуждений. Но очевидно, что сегодня можно добиваться хорошего звучания треков, используя исключительно компьютерные цифровые обработки, которые нередко обходятся дешевле, нежели физические устройства обработки, и отличаются большим удобством в использовании. Расскажем об основных плагинах, которые применимы для обработки голоса в песне.
Основные обработки
Компрессор. Нередко в цепи обработок этот эффект ставится в самом начале. Суть его работы в том, чтобы уменьшить динамический диапазон голосовой записи. Выражается это в том, что тихие звуки становятся громче. А изначально громкие звуки – наоборот, делаются тише. Компрессия вокала необходима, поскольку в большинстве случаев современные минусовки также подвергаются значительному сжатию динамического диапазона. И если не применять аналогичную обработку к голосу, он, как говорят звукорежиссеры, «не ляжет в микс», то есть будет слушаться чужеродно и неестественно, а в наиболее тихих местах будут ощущаться провалы, из-за которых невозможно будет расслышать часть слов. Существуют различные настройки компрессии в зависимости от особенностей голоса вокалиста и стилистики трека. К примеру, в современной поп- и рок-музыке компрессия может быть довольно агрессивной, позволяющей достичь очень «плотного» звучания голоса в песне. В академической музыке, отличающейся большим динамическим диапазоном, компрессор может быть очень мягким, сглаживающим лишь некоторые амплитудные пики с целью предотвращения клиппирования. Один из вариантов настройки компрессора приведен на иллюстрации ниже.
Эквалайзер. Этот эффект применяется для обработки голоса в песнях повсеместно. При этом самый лучший пример использования эквалайзера – это когда слушатель просто получает удовольствие от звучания голоса в песне и даже не догадывается, что изначально вокал звучал как-то иначе, и был подвергнут эквализации. Существует множество рекомендаций по эквализации голоса, в которых перечисляются такие термины, как «тело голоса», «теплота», «резкость», «презенс» и тд. Но слепо следовать таким рекомендациям не стоит. Дело в том, что сегодня существует огромное количество моделей микрофонов, и все, так или иначе, имеют отличия АЧХ (амплитудно-частотной характеристики). Соответственно, невозможно сформулировать какие-то универсальные рекомендации по применению обработки вокала эквалайзером. Также стоит учитывать, что голосовой аппарат у разных вокалистов имеет свои индивидуальные особенности. Поэтому при эквализации голоса в песне лучший совет будет: «не навреди». Слушайте записанный голос без обработки и сравнивайте его с референсными записями. И только если вы услышите, что имеются проблемы с АЧХ записанного вокала, тогда пробуйте исправлять их при помощи эквалайзера. Также стоит отметить, что заниматься эквализацией голоса стоит исключительно с применением студийных акустических мониторов в специально подготовленном помещении. Иначе легко допустить ошибку, даже ориентируясь на референсные треки. Один из вариантов легкой эквализации голоса в песне приведен на иллюстрации ниже.
Реверберация. Если вы, находясь в пустой комнате, хлопнете в ладоши, то услышите характерный призвук помещения, который быстро затихнет. Нередко этот призвук ошибочно называет эхом, но на самом деле это реверберация. Обработка голоса в песне с использованием ревербератора – очень частое явление. Дело в том, что вокал без этого эффекта слушается слишком «сухим», неестественным. Это неудивительно: запись голоса в студии происходит в помещении, стены которого отделаны звукопоглощающими материалами, поэтому микрофон практически не улавливает реверберацию вокальной комнаты или кабины. Соответственно, в процессе сведения трека эта недостающая реверберация добавляется в вокальный микс при помощи плагина, после чего голос звучит более естественно и приятно. Вы спросите: к чему такие сложности, почему нельзя просто записывать голос в помещении с естественной реверберацией? Дело в том, что такое решение не будет универсальным. В различных песенных треках, в зависимости от стилистики и поставленной творческой задачи, требуется совершенно разная реверберация: где-то едва заметная и с коротким «хвостом», где-то ярко выраженная и с долгим затуханием. И проще записать в студии совершенно «стерильный и сухой» голос, и уже потом, при сведении песни, пробовать различные варианты настроек ревербератора, добиваясь наилучшего варианта обработки. Один из примеров реверберации применительно к голосу приведен ниже.
Тюнинг. С тех пор, как в студиях звукозаписи появились компьютеры, такой эффект как тюнинг стал использоваться очень широко, произведя своего рода тихую революцию, позволившую записывать песни тем, кто, как говорится, не имеет ни слуха ни голоса. Тюнинг – это исправление фальшивых, неточных нот, или, иначе говоря, исправление неточного интонирования. Строго говоря, существуют также и специальные цифровые устройства, позволяющие исправлять неточные ноты, но все-таки самыми популярными сегодня являются именно компьютерные VST-плагины, которые позволяют очень эффективно исправлять голосовую фальшь. Среди прочих стоит упомянуть, прежде всего, Melodyne и Autotune. Если говорить коротко, то существует два основных режима редактирования голоса: ручной и автоматический. Ручной применяется в тех случаях, когда отклонения голоса по высоте очень значительны. Звукорежиссер кропотливо, нота за нотой, «рисует» правильную вокальную мелодию, в результате чего голос начинает звучать намного приятней. Впрочем, не все так радужно: если приходится «двигать» ноты по высоте в значительных пределах – до нескольких полутонов – это неминуемо сказывается на обработке: голос в песне звучит несколько «электронно», неестественно. Такова цена неумения петь правильные ноты самостоятельно. Автоматический режим тюнинга используется тогда, когда запись в целом сделана весьма достойно, но в некоторых местах имеются некоторые неточности интонирования (к примеру, не более четверти тона). Соответственно, автоматический режим подходит для опытных вокалистов с хорошо поставленным голосом и достаточно точным интонированием. Как нетрудно догадаться, применение автоматического тюнинга не требует значительного времени: программа делает обработку практически молниеносно. Все, что требуется после этого от звукорежиссера – это контрольное прослушивание трека, чтобы убедиться, что программа нигде не ошиблась и голос после обработки звучит так, как нужно. Ниже представлено изображение программы для тюнинга Melodyne.
Есть и другие эффекты, применимые к вокалу в музыкальных композициях и позволяющие «свести» вокал с минусом. Но мы перечислили самые основные. Если вы добавите их в цепочку и примените подходящие настройки, то гарантированно получите улучшение звучания. Надеемся, что теперь обработка голоса для песни стала для вас более понятной темой. Но, разумеется, прочтением статьи обойтись не получится: постоянно практикуйтесь, и вы обязательно достигнете высот в этом нелегком деле!