Обработка женского голоса

Тема сегодняшней статьи — обработка женского голоса. Существуют свои особенности при обработке женского либо мужского голоса, а также при обработке дикторского либо певческого голоса. Итак, обо всем по порядку.

Запись и обработка женского голоса

Основные обработки

Для начала стоит заметить, что под обработками сегодня подразумеваются, прежде всего, различные плагины, как встроенные в мультитрековый редактор (DAW), так и внешние VST. «Железные» эффекты обработки используются все реже. Основных причин для этого две. Во-первых, плагины зачастую доступнее: они могут стоить намного дешевле физических аналогов, либо даже быть бесплатными. Во-вторых, плагины подразумевают обработку файла «без разрушения». То есть любые обработки могут быть оперативно отменены или изменены, если это требуется на этапе сведения (микширования). И это, пожалуй, очень большое преимущество обработки голоса плагинами по сравнению с физическими устройствами обработки. Конечно, физические устройства тоже можно использовать аналогичным образом, если изначально записывать чистый голос, а потом, используя дополнительные входы и выходы звуковой карты, подключать внешние обработки. Но подобные громоздкие схемы мало кому кажутся оправданными. К тому же подобное использование внешнего оборудования означает дополнительные преобразования ЦАП-АЦП, что не лучшим образом сказывается на звучании. Да и не у всех есть звуковые карты, оборудованные большим количеством входных и выходных каналов.

Дикторский голос

Итак, к основным обработкам дикторского голоса можно отнести компрессию, эквализацию и гейт (пороговый шумоподавитель). Иногда может применяться деэссер. Компрессия нужна для уменьшения динамического диапазона голоса, что на слух воспринимается  как выравнивание по громкости и её субъективное увеличение. Чем более агрессивно настроен компрессор, тем сильнее голос выделяется на фоне музыкального сопровождения (при его наличии). Однако стоит учитывать, что избыточная компрессия может сделать звучание голоса неестественным.

Эквализация позволяет скорректировать  АЧХ микрофона, а также нивелировать недостатки голоса. К примеру, можно приподнять высокие средние частоты, чтобы добавить голосу звонкости. Часто бывает нужно уменьшить низкие частоты, чтобы убавить эффект «бубнения». Нередко микрофон излишне остро воспринимает взрывные согласные, и даже использование поп-фильтра не всегда помогает. В этом случае коррекция области нижних частот может исправить ситуацию. Стоит отметить, что при обработке женского голоса нижние частоты можно удалять в большем диапазоне, поскольку нижняя граница диапазона по сравнению с мужским голосом находится заметно выше.

Обработка женского голоса: эквализация
Обработка женского голоса: эквализация

Гейт применяется для того, чтобы убрать в паузах несильный фоновый шум, а также, частично, звук дыхания. Хотя при неагрессивных настройках гейта дыхание, как правило, остается слышным. И если текущая задача требует, чтобы дыхание не было слышно, его приходится вычищать вручную при помощи инструментов автоматизации DAW. А использовать агрессивные настройки гейта не всегда получается, потому что в этом случае могут пропадать некоторые обрывки слов.

Обработка: гейт
Обработка: гейт

Деэссер представляет собой, по сути, настроенный определенным образом компрессор, который ослабляет звуковой сигнал на частотах сибилянтов. Настройки деэссера при обработке голоса женщин могут отличаться более высокой частотой, на которой ослабляется сигнал. К примеру, при прочих равных характеристиках при обработке женского голоса эта частота может равняться 5500 Гц, а при обработке мужского голоса – 5000 Гц. Впрочем, приводимые значения – лишь пример. При настройках деэссера стоит, прежде всего, руководствоваться слухом, поскольку использование этого эффекта обуславливается особенностями конкретного голоса и конкретного микрофона (а также всего звукозаписывающего тракта).

Деэссер
Деэссер

Певческий женский голос

Для обработки певческого голоса также применяют компрессию, эквализацию,  гейт и деэссер. Кроме того, часто используют тюнинг, реверберацию, хорус  и дилей. Отдельно стоит упомянуть даблтрекинг, хотя это не столько эффект, сколько прием записи и сведения.

Тюнинг – исключительно цифровой эффект, позволяющий скорректировать неточно спетые ноты. В настоящее время подавляющее большинство голосов вокалисток, исполняющих поп-музыку, обрабатывается при помощи тюнинга в ходе студийной работы. И именно благодаря использованию тюнинга получили возможность записывать песни люди, которые в принципе не занимаются вокалом на профессиональном уровне. К слову, тюнинг может применяться не только по отношению к голосу, но и применительно к партиям некоторых музыкальных инструментов, например, скрипки, виолончели или бас-гитары.

Обработка женского голоса: тюнинг в программе Melodyne
Обработка женского голоса: тюнинг в программе Melodyne

Реверберация – эффект, ставший практически обязательным в популярной музыке. Позволяет воссоздать акустику того или иного помещения, где имеются акустические отражения. Едва ли вы услышите в каких-либо современных музыкальных треках певческий голос, совсем не обработанный ревербератором, поскольку такой голос звучал бы слишком «сухо». Впрочем, в зависимости от стилистики музыкальной композиции и поставленной художественной задачи, эффект реверберации может быть как ярко выраженным, так и едва заметным. Исторически так сложилось, что в 80-е годы прошлого века в поп-музыке повсеместно применялась очень интенсивная реверберация. И если сегодня вы захотите повторить этот опыт в своих треках, то они получат своего рода ретро-звучание. В некоторых случаях это может быть обосновано. На чаще разумнее ограничить интенсивность этого эффекта, как применительно к голосу, так и к музыкальным инструментам.

Использование реверберации
Использование реверберации

Хорус – эффект, искусственно дублирующий голос. Звучание голоса благодаря использованию хоруса становится более мощным, насыщенным. Но, опять же, нужно знать меру. Иначе можно добиться совершенно неестественного, роботизированного звучание, что не всегда уместно.

Использование хоруса
Использование обработки типа хорус

Дилей – эффект, создающий акустические отражения с относительно большой задержкой, измеряемой, как правило, в сотнях миллисекунд. Позволяет добиться в какой-то степени космической атмосферности. Звучит красиво, но уместен эффект далеко не во всех музыкальных композициях. Чаще применяется в медленных песнях.

Обработка эффектом Дилей
Обработка эффектом Дилей

Даблтрекинг – популярный прием, позволяющий значительно улучшить звучание певческого голоса, как мужского, так и женского. Заключается в том, что помимо дорожки основной вокальной партии записываются в унисон дополнительные вокальные дорожки, практически полностью дублирующие основную. Обычно таких дополнительных дорожек может быть 1-2. В миксе звук с этих дорожек подмешивается к основной дорожке с ослаблением на несколько Дб. В чем-то этот прием схож по звучанию с эффектом хоруса, но звучит гораздо естественнее. Благодаря даблтрекингу голос звучит объемнее и мощнее. Этот прием успешно применяется еще со времен The Beatles, и остается актуальным по сегодняшний день.

Даблтрекинг голосовых дорожек
Даблтрекинг голосовых дорожек

К слову, некоторые женские голоса при недостатке (из-за особенностей тембра) низких частот вполне можно дублировать мужским голосом, как правило, октавой ниже, незначительно подмешивая его в миксе. Формально это называется уже скорее не даблтрекинг, а бэк-вокал, но суть похожа. В результате можно получить отлично звучащий женский голос, хотя никто из сторонних слушателей никогда не догадается, что тут замешан мужчина!  Кто-то может возразить, что низкие частоты можно добавить эквалайзером, но нет, это не одно и то же, и звучит по-другому. К тому же, добавить НЧ можно только там, где они в принципе есть. А если речь идет о записи дублирующей дорожки именно октавой ниже, то такая дорожка как раз добавляет частоты, недостающие в миксе в некоторых случаях .

Разумеется, обработка женского голоса возможна и при помощи некоторых других эффектов, например, флэнжер, инвертированный реверб, вокодер. Такая обработка может применяться, если того требует конкретная художественная задача. Если у вас возникли сложности с самостоятельной обработкой вокала, вы всегда может обратиться  в нашу онлайн-студию Vivaldi за помощью. Звоните, пишите, мы работаем без выходных!