Правильное сведение треков

В этой статье мы поговорим о том, что же это такое – правильное сведение треков, и возможны ли в этом вопросе однозначные утверждения, или могут быть разные «правильные мнения».

Что такое сведение

Несмотря на обилие в современном русском языке различных ка́лек с английского, в контексте студийной деятельности слово «микширование» (англ. mixing of tracks), по всей видимости, на сегодняшний день не прижилось. Чаще используется слово «сведéние». Обозначается этим термином процесс компоновки различных музыкальных треков, как последовательно, так и параллельно звучащих, в результате чего получается единый трек, т.н. микс.

Правильное сведение треков в программе Studio One
Правильное сведение треков в программе Studio One

Впрочем, нередко чисто монтажные работы выделяют как отдельный процесс, не относя, собственно, к сведению. В этом случае под сведением подразумевается, прежде всего, работа с уровнями громкости, панорамированием, а также использование ряда эффектов: эквализации, компрессии, реверберации и др. На сегодняшний день сведение в подавляющем большинстве случаев осуществляется при помощи персональных компьютеров (ПК) с установленным специализированным программным обеспечением. В эпоху до появления доступных высокопроизводительных компьютеров с возможностью работы с мультимедиа, сведение треков, как правило, осуществлялось при помощи многодорожечных магнитофонов и многоканальных микшерных пультов. К слову, на сегодняшний день микшерные пульты сохранились во многих студиях, но являются в значительной мере элементом антуража. Их не используют для сведения. Но могут использовать при трекинге, то есть многоканальной записи. В этом случае из всего функционала микшерного пульта применяется, как правило, только входная секция, в которой находятся премпы. Но в глазах клиента смотрится микшерный пульт весьма пафосно, «дорого и богато», поэтому можно предположить, что еще много лето эти громадины, также гордо именуемые «консолями», будут продолжать занимать место в студиях, хотя вместо них для трекинга можно было бы использовать компактные многоканальные преампы, собранные на современной элементной базе.

Лицевая панель 8-канального микрофонного предусилителя Focusrite ISA 828
Лицевая панель 8-канального микрофонного предусилителя Focusrite ISA 828

Какое сведение можно считать правильным

С точки зрения звукорежиссера есть несколько показателей, на которые нужно ориентироваться  в этом вопросе.

  1. Референсные треки звукорежиссера, относящиеся к музыке определенной стилистики, к которой относится и трек, взятый в работу.
  2. Референсные треки, предоставленные заказчиком.
  3. Пожелания заказчика по поводу звучания готового трека (этот пункт запросто может находиться в противоречии с двумя предыдущими).
  4. Собственное видение звучания трека, которое возникает, в том числе, исходя их художественного понимания музыкальной композиции звукорежиссером.
  5. Технические параметры трека. К примеру, если после сведения трека планируется, что он будет звучать на определенной радиостанции, нелишне ознакомиться с техническими правилами этой радиостанции, в которых описываются основные моменты – формат файла, частота семплирования, битность, динамический диапазон, моносовместимость.

В целом все эти пункты могут конфликтовать друг с другом, в результате чего нередко возникает ситуация, когда звукорежиссер считает, что сделал правильное сведение треков, а клиент с ним не согласен частично или полностью. Либо, наоборот, звукорежиссер сделал сведение таким образом, что клиент остался полностью доволен, но сам звукорежиссер не готов поставить своё имя под такой работой, потому что считает, что она его компрометирует в профессиональном плане. Также может возникнуть ситуация, когда в целом и звукорежиссер и заказчик довольны звучанием трека, но некоторые технические особенности не дают возможности использовать его на радио, телевидении или, к примеру, крупной концертной площадке.

Плагин Waves PAZ Position для контроля моносовместимости сигнала
Плагин Waves PAZ Position для контроля моносовместимости сигнала

На что еще ориентироваться при оценке трека

Как бы то ни было, есть определенные пункты, своеобразный чек-лист, сверившись с которым можно с большой вероятностью получить практически правильно сведенный материал.

  • Динамический диапазон. Стоит обратить внимание на его соответствие большинству треков в данной музыкальной стилистике, а также соответствие текущим трендам. К сожалению, если вы из благих побуждений сделаете умеренно скомпрессированный трек, но он потом будет прослушиваться в составе сборника с более сжатыми треками, это не будет выигрышной стратегией.
  • Отсутствие исполнительского брака. Мы живем в эпоху, когда музыканты позволяют себе играть и петь в студии неритмично, и не всегда выдерживая точное интонирование. Увы, всё чаще в задачи звукорежиссера входит и исправление подобных ошибок. Так что без хорошего тюнинга – никак.
  • Адекватное звучание на различных акустических системах, как дорогих, так и дешевых. Желательно, чтобы т.н. шит-контроль включал не только знаменитые Yamaha NS-10, но и простые мультимедийные колонки, а также бытовые наушники. И самое страшное: нередко очень желательно чтобы ваш трек звучал вполне разборчиво и красиво даже через монофонический динамик телефона! Если заказ действительно важный, стоит прослушать финальный микс на самых разных устройствах, включая наушники-затычки из Ашана за 100 руб. и магнитолу вашего автомобиля. На этом этапе вполне можно выявить нежелательные резонансы или провалы АЧХ, которые, как ни странно, не были заметны при прослушивании через контрольные мониторы, хотя они дают самый правильный звук. Разумеется, при прослушивании на лоуфай-аппаратуре правильно будет также сравнивать звучание вашего микса с референсными треками.
  • Уровень стереофонии и моносовместимость. С одной стороны, современные треки часто должны звучать максимально «широко», заполняя собой всю панораму. С другой стороны, при этом должна сохранятся моносовместимость. Иначе вам трек могут просто не взять, к примеру, на радио. Эти моменты являются противоречащими с технической точки зрения, ведь трек с идеальной моносовместимостью – это монофонический трек! Способность решить такую задачу очень неплохо показывает квалификацию звукорежиссера.
  • Баланс инструментов и отдельных частей музыкального произведения по громкости с учетом поставленной художественной задачи.
  • Общая прозрачность микса, которая определяется как разборчивостью текста (при наличии вокала), так и разборчивостью всех инструментов, задействованных в аранжировке. В этот же пункт добавим и отсутствие явно различимых шумов.
  • Грамотное применение пространственных обработок – ревера и др. С одной стороны, если отказаться от реверберации, можно получить скучное сухое звучание. С другой стороны, слишком интенсивные эффекты могут сделать трек неразбочивым и, более того, звучащим несовременно. К слову, именно в 80-е годы прошлого века звукорежиссеры использовали в треках так много реверберации, что сейчас по первым аккордам песен тех лет можно определить временной период, когда была записана композиция. Сегодня такой подход может считаться правильным, только если требуется намеренная стилизация, своего рода ретро-сведение.
Использование тюнинга в программе Melodyne при сведении трека
Использование тюнинга в программе Melodyne при сведении трека

Резюмируя, можно сказать, что единых правил, позволяющих определить, что такое правильное сведение треков, не существует. И вряд ли они появятся. Слишком много факторов нужно учитывать и слишком много мнений существует по одним и тем же вопросам, по поводу различных обработок. Вот почему даже известные группы, не ограниченные в средствах, время от времени выпускают треки, которые воспринимаются многими критиками «в штыки» именно из-за параметров сведения и мастеринга. Но и музыканты, и звукорежиссеры – это творческие люди. И иногда они видят всё по-своему, не так как большинство.

Если у вас возникла необходимости в заказе услуги сведения, или, может быть, просто требуется свежий взгляд со стороны на имеющийся аудиоматериал, вы всегда можете обратиться в нашу студию звукозаписи Vivaldi по телефону, через почту или мессенджер. Мы работаем без выходных!